Разделы Ню : Личности Ч/б фото Цв. фото Картины Пин-ап

Главная / Все личности / B / Andrey Bazanov / Статья о Ню Андрея Базанова
Andrey Bazanov / Статья о Ню Андрея Базанова / 478 просмотр
Теги: статьи
Искусство не признает разделения творцов на мужчин и женщин. Ахматова и Цветаева не любили слова "поэтесса", видя в нем отпечаток жеманства и искусственности. И все же в живописи есть жанр, как бы изначально предназначенный для того, чтобы его творцом выступал мужчина, - ню. Он напоминает нам о том, что женщину, по библейской легенде, создал Бог и что первым созерцателем женской красоты был мужчина. Пожалуй, нигде, наверное, с такой мерой лиризма и откровенности мужская природа художника-творца не высказывается , как в изображении обнаженной женской натуры.
Работы Андрея Базанова еще раз подтверждают это правило.
Композиция его многочисленных ню поразительно устойчива – женщина в интерьере, который выступает чем-то вроде оправы для драгоценных качеств избранной натуры. Оправа эта неизменно холодновата по гамме, стилизована по формам и рельефу, глубоко условна, всегда изысканно-сдержана – словом, глубоко и откровенно "модернистична". В интерьерах Андрея Базанова создается условное пространство, в котором угадываются зеркало, стул, часть окна или постели, но при этом ни в одной точке этого пространства не преследуются чисто изобразительные задачи. Все аккомпанирует смысловому и живописному центру картины – самой модели.
У жанра "ню" есть свои традиционные способы разряжать эротическое чувство в эстетическую эмоцию. Главный из них – искусство создания канона, в который вписывается обнаженная натура. Свои каноны выработали античность и Возрождение, академическая и реалистическая живопись. Канон необычайной емкости создал модернизм – от импрессионизма до кубизма. Андрей тяготеет к тому, чтобы сохранить "геометрический" подход к форме, разработанный мастерами постимпрессионистической живописи, но при этом он насыщает эти формы теплотой и, так сказать, "телесностью". Женщины на его полотнах чрезвычайно условны - лишены индивидуального лица, их фигуры стилизованно-угловаты, чуть деформированы, - но неизменно "телесны", вылеплены светотенью.
Физиологизм гасится плоскостями, на которые едва заметным намеком гранится живописный объем тела. А оно, в свою очередь, излучая свет, оттеняется холодноватой гаммой интерьера. Этот контраст создает особую напряженность, которая в некоторых вещах усиливается локальным черным цветом – будь то черная кошка рядом со спящей "ню" или черная короткая сорочка со сползшей на плечо лямкой. Черный цвет вносит в общий колорит тревожную и даже трагическую ноту. Искусством контраста Андрей пользуется виртуозно и обдуманно. Будучи гармоничны и спокойны, женщины на его полотнах ощущаются драматичными и загадочными.
Великолепно решает Андрей проблему лица. Оно либо погружено в объятия ткани ( вытирающаяся полотенцем или снимающая рубашку через голову женщина); либо наполовину растворено в тени. Особенно выразительна композиция с женщиной, повернутой к зрителю спиной – лицо как бы убрано в объем интерьера, позволяя любоваться безукоризненной гармонией линий и пластическим изяществом фигуры. Говоря проще, живописное решение жанра у Андрея всегда целомудренно, сдержанно, ибо пропущено через работу творческого воображения. Композиционная продуманность его работ порой достигает острой рационалистичности, которая, однако, в конечном итоге нигде не становится сухой или рассудочной. Мысль художника всегда пластична, всегда обращена к живописным задачам, всегда угадывает фактуру материла, будь то овальное зеркало, гнутый венский стул, складчатая простыня или теплый кусочек тканой обивки дивана.
В живописи Андрея форма активно вылеплена и несет на себе следы едва ли не скульптурной работы творца, озабоченного максимальной выразительностью избранного материала. При этом автор сохраняет уважение к явленной плоти жизни, к ее "феноменологичности". Изображенные предметы всегда говорят о себе "я есмь", и живопись, исходя из установки тезиса на изначальную выразительность бытия как такового, берется довести эту выразительность до зрителя своими специфическими средствами.

доктор филологических наук,
профессор Владимир Мусатов
апрель 2000 г

Поделиться

Это интересно


Личности | ВСЕ



Меню


Топ'ы


Вопрос тебе!



Инструменты | ВСЕ





Разное