Разделы Ню : Личности Ч/б фото Цв. фото Картины Пин-ап

Главная / Все личности / R / Peter Paul Rubens / Гений барокко
Peter Paul Rubens / Гений барокко / 552 просмотр
Теги: статьи
Рубенс был одним из самых плодовитых и разносторонних живописцев в истории искусства. В этом смысле рядом с ним стоит разве что Пикассо. По умению же использовать помощь своих учеников без ущерба качеству с Рубенсом может сравниться только Микеланджело. Наследие Рубенса настолько велико, что оно до сих пор до конца не изучено. Если каталоги выдающихся мастеров составляются, как правило, отдельными исследователями, то для освещения творчества Рубенса требуются усилия целой группы специалистов. Исследовательская деятельность в этом направлении началась в 1968 году — с началом публикации «Corpus Rubenianum», огромного труда, освещающего творчество художника. За прошедшее время вышло менее трети из запланированных 30 томов, то есть до завершения этой работы по-прежнему очень далеко.

Корни потрясающей плодовитости Рубенса—в той щедрости, с которой своими дарами одарила его природа. Он был красив собой, обладал острым умом и отменным здоровьем. Художник на протяжении всей жизни вставал очень рано, в четыре часа утра, и, если не считать подагры, никогда ничем серьезно не болел. Картины Рубенса свидетельствуют о его влюбленности в окружающий мир, в его красоту. Несмотря на свою приверженность ко всему земному, Рубенс оставался глубоко верующим человеком. Он знал себе цену, умел вести дела и использовать успех, но при этом не был слепым эгоцентриком, щедро делясь с близкими людьми и со всеми попавшими в беду. Это же можно сказать об его отношении к другим художникам; Рубенс совершенно не знал, что такое профессиональная зависть. Немногие из великих людей могли бы похвастаться подобными качествами, и немногие сумели прожить жизнь так счастливо, как это сделал он.

Удивительно. В детстве Рубенс не считался особо одаренным ребенком. До нас дошли лишь немногие из его ранних работ. В это трудно поверить, но они действительно ничем не примечательны. В этих работах чувствуется сильное влияние учителей молодого живописца; они достаточно вторичны и не выделяются из огромной массы картин его современников и земляков. Настоящим мастером Рубенс стал в Италии. Именно там он получил уроки античного искусства и живописи эпохи Возрождения, именно там очаровался новаторским творчеством Караваджо и Аннибале Карраччи. Рубенс освоил их мощную манеру, привнеся в нее собственное радостное ощущение мира. В какой-то мере он, обладая великой волей к действию, к воплощению, сам сделал себя.

Приобретенный в Италии опыт позволил Рубенсу после возвращения в Антверпен стать ведущим фламандским художником. О первенстве среди фламандских живописцев теперь даже речи не шло; вопрос решился «явочным порядком». Одними из первых это поняли эрцгерцог Альберт и его жена Изабелла, незамедлительно предложившие Рубенсу место придворного художника. Они были готовы платить ему любые деньги, но, приняв их приглашение, художник не пожелал покидать Антверпен. Кстати говоря, для своих покровителей он написал даже меньше, чем для других высоких заказчиков, среди которых были английский король Карл I, французский король Людовик XIII и испанский король Филипп IV.
Одна из привилегий Рубенса как придворного художника состояла в том, что он мог не регистрировать своих учеников в Гильдии художников. Это очень огорчает современных искусствоведов, потому что, с одной стороны, затрудняет им идентификацию оригинальных работ художника, а с другой, не позволяет узнать, кто именно работал в его мастерской. Известны имена лишь некоторых учеников Рубенса (в частности, знаменитого впоследствии Антониса ван Дейка), имена остальных утеряны для науки — видимо, навсегда. Между тем, в 1611 году Рубенс упоминал в письме к другу о том, что учеников у него так много, что он едва успевает следить за ними. В 1621 году датский медик Отто Сперлинг писал о том, что «посетил художника в мастерской, где множество его юных помощников трудилось над картинами, на которые рукой мастера были нанесены контуры мелом».

Все это давало основание называть мастерскую Рубенса «фабрикой картин». Это не совсем так. Хотя эта мастерская (ее Рубенс разместил в собственном доме) и отличалась большими размерами, для настоящей «фабрики» этого было все-таки маловато. И потом. Да, Рубенс при всем желании не сумел бы написать столько картин, сколько вышло из его мастерской, но точно известно, что качество каждой работы он проверял лично, не допуская ему опуститься ниже планки, которую он установил очень высоко. При выполнении обычного заказа художник делал этюд картины маслом, прорисовывал отдельные детали, а по этой канве его ученики уже «вышивали узор». Окончательная «доводка» оставалась тоже за Рубенсом. Он, кстати, никогда не скрывал методов своей работы, и цена каждой картины зависела от степени его личного участия в ее создании. Лишь в последние годы жизни уставший художник почти полностью передоверил заказные полотна своим учеников.

Кроме подмастерьев, трудившихся на постоянной основе, в мастерской Рубенса появлялись и «разовые» помощники. Двое из них стали близкими друзьями мастера. Речь идет о Яне Брейгеле, мастерски писавшем цветы и пейзажи, и Франсе Снейдерсе, считавшемся лучшим художником анималистом своего времени. Рубенс много и плодотворно сотрудничал с граверами, помогая им создавать копии со своих картин. Работая и в этой технике, он являл профессионализм высочайшего класса.
Слава Рубенса не померкла после его смерти. Его работы продолжали служить источником вдохновения для художников новых поколений. Так, в работах французского живописца начала XVIII века Антуана Ватто отчетливо слышится эхо творчества Рубенса. Спустя столетие французские художники-романтики (в первую очередь, Делакруа и Жерико) вдохновлялись его цветом и энергетикой. Делакруа называл Рубенса «Гомером живописи, отцом страсти и энтузиазма». И в наши дни живопись великого фламандца по-прежнему пользуется широким признанием.

Поделиться

Это интересно


Личности | ВСЕ



Меню


Топ'ы


Вопрос тебе!



Инструменты | ВСЕ





Разное