Ню Критическое отношение Курбе к традиционной живописи прекрасно иллюстрируют его ню. Говоря об изображении обнаженной женской натуры у Курбе, чаще приводят в пример его «Купальщиц», наделавших переполох в Салоне. Именно эта картина стала излюбленной мишенью для оппонентов реалистической живописи. В качестве главного обвинения обычно фигурировало то, что эта живопись склонна примечать лишь уродливое. Но в случае Курбе такую точку зрения никак нельзя признать справедливой. Он написал целый ряд явно эротических картин - в частности, скандальное полотно «Спящие» (внизу), эксплуатирующее тему лесбийской любви. Вместе с тем картины Курбе, представляющие одиночных обнаженных героинь, выдержаны в академической манере, которая так ценилась Салоном. Наиболее удачной среди них, пожалуй, является работа «Весна» (слева).
Курбе отлично знал эти правила. На первых порах он старался им соответствовать. Его картина 1844 года «Лот и его дочери» была типичным образцом исторического произведения, созданного в пышной манере. Потерпев с нею неудачу в Салоне, Курбе сосредоточился на картинах «второго сорта». Заметная перемена произошла в конце 1840-х годов, когда он увлекся жанровыми сценами. Такие картины, как «Похороны в Орнане», «Крестьяне из Флажи» и «Послеобеденный отдых в Орнане», пугали современных критиков, прежде всего, своим «гигантизмом». Критики недоумевали: почему фигуры крестьян не уступают в размере (а значит, имеют ту же значимость) привычным изображениям классических богов, полководцев или библейских персонажей? Вызывала вопросы и сама сельская тематика. Политическая нестабильность, сменившаяся революцией 1848 года, мало кому нравилась. Многие всерьез опасались повторения кровавых событий Великой революции 1789 года, в которой крестьяне сыграли свою роль. Поэтому в фигурах крестьян, написанных под стать богам, видели политический подтекст. В замешательство приводили критиков и другие особенности стиля Курбе.
|