Главная / Все личности / D / André Derain / Биография |
André Derain (Андре Дерен) / Биография / 558 просмотр |
Имя(на русском)/псевдоним: Андре Дерен | |
Теги: | |
Андре Дерен (10.06.1880 - 08.09.1954) - французский живописец, один из главных представителей фовизма. Путь Дерена как художника - это череда столкновений с исторически сложившимися художественными традициями, например классицизмом. Дерен родился в парижском пригороде Шату в семье кондитера. В 1895 он закончил среднюю школу и был награжден премией за вьщающиеся успехи по рисованию и естественным наукам. Избрав для себя профессию инженера, поступил на подготовительные курсы при Политехнической школе в Париже. Свободное время он посвящал искусству: ходил в находящийся неподалеку Лувр, изучал там живопись XV столетия, делал зарисовки на пленэре берегов Сены и брал уроки живописи. В 1898 Дерен поступил в "Академи-Карьер", где познакомился с Анри Матиссом, и решил сделать живопись своей профессией. 1900: Путь к фовизму. В 1900 Дерен познакомился с художником Морисом де Вламинком, вместе с которым открыл в Шату мастерскую. В период трехлетней воинской службы (1901-1904) времени для занятий живописью у него было достаточно, тогда же появились такие его работы, как, например, "Бал в Сюрезне" (1903), где он изображает себя среди группы солдат на танцевальной вечеринке. Лето 1905 Дерен провел с Матиссом и Полем Синьяком в Коллиуре, где писал экспрессивные картины-ландшафты. Подобно его коллегам-художникам Раулю Дюфи, Матиссу и Вламинку, он отказался от разделения цветов на цветовые оттенки, характерного для работ большинства импрессионистов. Когда в 1905 эти художники выставили свои работы в "Осеннем салоне", критик Луи Воксель отметил, что пространство в них напоминает клетку для диких животных - "cage aux fauves". Таким образом, представители этого направления в живописи (французского варианта экспрессионизма) получили наименование "дикие" (Fauves). После того как в 1906 Дерен увлекся африканским пластическим искусством, он начал работать с неправильными и искаженными изображениями. Такова, например, работа "Лондонский мост" (1905/06), а также работы, появившиеся во время его пребывания в Л'Эстаке (Прованс) - например, "Л'Эстак" (1906). 1907: Обращение к кубизму. В 1907 под впечатлением работ Сезанна и экспериментов Пабло Пикассо и Жоржа Брака Дерен обратился к кубизму. Параллельно с этим он работал над классическими ландшафтами и натюрмортами. Его цветовая палитра стала менее яркой и контрастной. С 1911 Дерен создал по заказам владельца галереи Даниэля-Анри Канвайлера 33 натюрморта, которые, хотя и сильно приближенные к работам Брака и Пикассо, работавших в стиле кубизма, тем не менее были связаны с историческими традициями живописи прошлого. В своем так называемом готическом периоде творчества Дерен перерабатывал элементы живописи XV столетия. Формально художник придерживался классических норм и своей реалистической манерой изображения предвосхитил неореализм. 1914: Неоклассицизм. После первой мировой войны, которую Дерен прошел простым солдатом, он стал ориентироваться на неоклассицизм, а тематикой его работ стали обнаженные натуры. Кроме того, в 1919 он иллюстрировал сборник стихов Андре Бретона "Mont de piete" ("Гора благочестия") и создал свою первую оформительскую работу для сцены (декорации к пьесе Поля Клоделя "Объявление"). Большим успехом Дерена были также декорации и костюмы, созданные для "Русского балета" Сергея Дягилева. С середины 20-х Дерен посвятил себя живописи ландшафтов, бросив вызов работам Клода Лоррена и Николя Пуссена. Однако его картины, по отзывам критиков, были обречены на неудачу из-за их безнадежного консерватизма. 1941: Во время второй мировой войны. В 1935 Дерен приобрел дом в Шамбурси, откуда уехал после того, как немцы оккупировали Францию (1940). Он жил в Париже, иногда у жены Алисы Принсе (бракосочетание в 1907), иногда у своей модели, которая впоследствии родила ему ребенка. Предложения работать на нацистов он поначалу отвергал, но в 1941 принял приглашение посетить Германию, устроенное нацистами с пропагандистскими целями. По окончании второй мировой войны Дерен получил клеймо коллаборациониста и практически перестал появляться в обществе. Чувство одиночества отражает темная палитра его последних картин, таких, как "Угрюмый пейзаж" (ок. 1952). С 1953 вследствие болезни глаз у Дерена стало резко ухудшаться зрение. В 1954 74-летний Дерен погиб в парижском пригороде Гарше в автокатастрофе. |