Основа теории классицизма опиралась на философскую систему Декарта, предметом искусства могло быть только прекрасное и возвышенное, этическим и эстетическим идеалом служила античность. Создателем этого направления в живописи Франции XVII века стал Никола Пуссен (1594-1665).
В следующем периоде творчества Пуссена появляется тема бренности и тщеты земного. Это новое настроение прекрасно выражено в его "Аркадских пастухах". Философская тема трактована Пуссеном как будто очень просто: действие разворачивается только на переднем плане, как в рельефе, юноши и девушка, случайно натолкнувшиеся на надгробную плиту с надписью "И я был в Аркадии" (т. е. "И я был молод, красив, счастлив и беззаботен - помни о смерти."), похожи скорее на античные статуи. Тщательно отобранные детали, чеканный рисунок, уравновешенность фигур в пространстве, ровное рассеянное освещение - все это создает определенный возвышенный строй, чуждый всего суетного и преходящего. Стоическое примирение с роком, вернее, мудрое приятие смерти роднит классицизм с античным мироощущением.
В 1640-е - 1650-е годы колористическая гамма Пуссена, построенная на нескольких локальных цветах, становится все скупее. Главный упор делается на рисунок, скульптурность форм, пластическую завершенность. Из картин уходит лирическая непосредственность. Лучшими у позднего Пуссена остаются пейзажи. Художник именно в природе ищет гармонию. Человек трактуется прежде всего как часть природы. Мастер явился создателем классического, идеального пейзажа в его героическом виде. Героический пейзаж (как и всякий классицистический пейзаж) Пуссена, - это не реальная природа, а природа "улучшенная", сочиненная художником, ибо только в таком виде она достойна быть предметом изображения в искусстве. В его пейзаже выражено чувство причастности к вечности,, раздумье о бытии. В последние годы жизни Пуссен создал цикл картин "Времена года" (1660-1665), имеющий символическое значение и олицетворяющий периоды земного человеческого существования.
|