Практика делать этюды маслом утвердилась в Италии в середине XVI века.
Там Рубенс и познакомился с ней. Никто из художников не оставил такого количества этюдов маслом, как Рубенс. Эти работы высоко ценились современниками. Некоторые этюды содержат лишь беглое представление о будущей картине (такие «молниеносные» этюды иногда называют «боззетто»).
Но чаще наброски Рубенса тщательно проработаны и дают полное представление о том, как будет выглядеть законченная картина (такого рода этюды называются «моделло»). «Моделло» художники в целях страховки часто показывали своим заказчикам, прежде чем превратить их в большое полотно. Впрочем, надо отметить, что четкой границы, разделяющей «боззетто» и «моделло», не существует. Иллюстрируем сказанное этюдами Рубенса к его картинам «Снятие с креста» и «Похищение Европы».
Снятие с креста, Рубенс Похищение Европы, Рубенс
|