Разделы Ню : Личности Ч/б фото Цв. фото Картины Пин-ап

Главная / Все личности / S / Aleksandr Shahabalov / ФОТОТЕРАПИЯ / психологическое ню («Профото» №6, 2004 )
Aleksandr Shahabalov / ФОТОТЕРАПИЯ / психологическое ню («Профото» №6, 2004 ) / 559 просмотр
Ссылка на источник: http://shahabalov.ru/publ/1-1-0-6
Теги: Интервью
- Александр, как давно Вы занимаетесь фотографией?

- Первый раз увлекся в школе. И первой камерой стала среднеформатная пленочная Agfa. Потом снимал эпизодически, не оставляя попыток сделать что-то значительное. Сконструировал себе поворотную бленду с зеркалом, чтобы снимать жанр, не привлекая внимания. Это простое приспособление: большая бленда, в которую вмонтировано зеркало под углом 45 градусов и окошко сбоку. Направляешь камеру в одну сторону, а снимаешь под углом 90 градусов. Много времени стал отдавать фотографии, начиная с 1996 года, когда появилось время и возможность. Спустя два года пошли первые публикации и скромные выставки.

- А с цифрой осознано не работаете?

- Цифровая камера нужна, когда требуется оперативность, а мне спешить некуда. Напротив, чтобы оценить результат, надо остыть после съемки. Это и модели касается. Кроме того, в художественной фотографии цифра не очень ценится. Но, как вспомогательный инструмент для контроля, очень удобна и полезна. Так что цифры мне не избежать.

- Во время съемки сколько источников света используете?

- Когда начинал работать со студийным светом, пытался использовать все его возможности и применял до пяти источников. Теперь вполне хватает двух- трех плюс отражатели. Но я не очень люблю студийное освещение. Мой любимый свет в интерьере – это свет от окна. Его ничем не заменишь. Свет от окна и, когда надо, отражатель.

- Александр, как складывается снимок? Как происходит рождение Вашего снимка?

- Если речь идет о съемке модели, то обычно первенствуют какая-то идея или настроение. Композиция редко рождается заранее. Это я раньше так работал, вначале набрасывал композицию на бумаге, а потом снимал. Теперь приступаю к съемкам, имея тему в голове и приблизительный антураж под рукой. Остальное, конкретные постановки, позы а, иногда, идеи приходят во время съемки.

- На улице часто случается приглашать человека фотографироваться?

- Один раз в жизни пригласил незнакомую девушку, да и то потому, что долго не могли подобрать модель для заказной съемки, а время поджимало. Девушка сразу согласилась сниматься топлесс, а на съемке выяснилось, что у нее груди разной величины. Приглашаю, когда оказываюсь в одной компании с интересным человеком. Девушки любят фотографироваться и почти всегда соглашаются на предложение раздеться перед камерой. Но чаще новые модели сами находят меня через знакомых.

- Как Вы относитесь к своим фотографиям?

- Со временем отношение к своим работам меняется. То, что вначале представляется удачным, через год может показаться какой-то безвкусицей. А иногда из архива выплывают контрольки, о которых совсем забыл, и которые сейчас оцениваю как хорошие.

- У Вас большой архив?
- Легко посчитать. Порядка 150 пленок в год. Шесть лет активной работы.

- Сколько пленок уходит на съемку?

- По разному. От двух до пяти, в зависимости от задачи и разнообразия сюжетов.

- Вы считаете свои снимки эротическими?

- Не люблю это слово – эротика. Оно употребляется к месту и не к месту, на каждом шагу его слышишь. Часто, даже от фотографа можно услышать: «эротическая фотография» по отношению к любой фотографии с обнаженной моделью. Мне это слух режет. Ведь обнаженность не синоним эротичности. И в культурном аспекте мне это слово не очень понятно. Сексуальность, как вся гамма отношений полов – да. Поведение человека, в искусстве в частности, не объяснить без этого. А эротика - это поверхностный интерес к противоположному полу, к телу. И в этом смысле я не хотел бы, чтобы мои работы называли эротичными.

- Как отличить порнографию от эротики?

- Вы говорите о пределе дозволенного в фотографии, которая может считаться художественной? Каждый сам определяет эту грань для себя, а я скажу банальность. Неважно, что именно изображено, в каком ракурсе, насколько откровенно. Важно, как это читается зрителем, как чувствуется. У меня есть рабочее слово «порнография» для картинок, в которых есть обнаженное тело (или полуобнаженное, неважно) и ничего больше нет, ни мысли, ни эмоции, ни авторского отношения. Таких фотографий большинство, к сожалению.

- Вы снимаете исключительно женское ню?

- Иногда беру мужчин в кадр, но обычно они одеты. Обнаженный мужчина ко многому обязывает, он обнажен гораздо больше, чем женщина.

- Что главное в модели?

- Глаза, выражение взгляда. Конечно, фотогеничность, правильные черты лица облегчают работу, но не это определяет для меня перспективность модели. Модель не обязательно должна быть красивой. Главное, чтобы было что-то за душой. Вот тогда можно помочь ей вспомнить опыт переживаний и вызвать интересные состояния. Они же у меня, по большей части, не актрисы и сыграть могут только то, что раньше переживали. Одна моя знакомая фотографиня сказала, что может легко изобразить беременную женщину на фотографии, используя бандаж и подушку, но только в том случае, если модель пережила опыт беременности.

- Что для Вас главное в обнаженной натуре?

- То же самое. Красивого, пластичного тела недостаточно. А, иногда, оно противопоказано. От задачи зависит. Не снимаю фотографии, содержание которых исчерпывается демонстрацией красоты тела. Если в кадре лицо, то фотография обязана быть портретом. Обнаженность должна усиливать его эмоциональное воздействие, а не затмевать.

- Среди Ваших моделей есть и темнокожие…

- К сожалению, у меня пока всего две темнокожие фотомодели, мать и дочь. Обе большие умницы. Очень интересно работать с темной кожей, но еще интереснее их глаза. Мне кажется, там, во взгляде, многовековая история народа.

- Как складываются взаимоотношения модель - фотограф во время съемки. Что важно?

- Прежде всего, максимальная доброжелательность. Надо создать такие условия, чтобы модели было комфортно, тепло. Если надо, включаю негромко музыку. Во время съемки стараюсь ободрить и хвалю, даже если что-то не так. Если девушка обнажена, она должна чувствовать себя непринужденно, как в одежде. Ей должно быть хорошо с первой секунды, как она переступила порог студии. Не устаю хвалить и интересоваться, комфортно ли она себя чувствует. Одним словом – опекать и заботиться! И никаких посторонних людей.
Обязательны перерывы, чтобы отдохнуть, сосредоточиться. Если съемка не идет, иногда объясняю модели, что у нас не так, почему не получается, но чаще не подаю вида, чтобы девушка не замкнулась. Очень важно поддерживать у модели чувство уверенности в себе. Хотя есть и противоположные примеры. Как-то работал над портретом хорошо знакомой девушки. Она готовилась, ответственно подошла. Проходит час, отснята пленка, но оба чувствуем, что не идет. Перерыв, продолжаем, вторая пленка подходит к концу. Я не могу скрыть разочарования, а девушка начинает реветь. Вот тут-то, быстро вытерев ей слезы, ставлю на фон, и на последних пяти кадрах делаем два хороших портрета. Но это исключение. Обычно сам процесс позирования перед камерой доставляет модели удовольствие, как новая игра. Однажды студентка психфака МГУ назвала наши фотосессии фототерапией. Уже через пару сеансов ее стали замечать в коридорах института, цветы дарить, хотя она свои фотографии никому не показывала, просто поверила в себя, стала по-другому относиться к своему телу.

- Вы работаете с ассистентом во время съёмки?

- Только тогда, когда без него невозможно. Как в цикле "Блики". Ассистентом может быть подруга модели, или другой фотограф, но не друг или муж. Модель на него реагирует, пытается смотреть его глазами. А вот, если в кадре присутствуют мужчина и женщина, если будущая фотография про их отношения, то очень желательно, чтобы эти люди не были чужими. Иначе может получиться фальшиво.

- Вы предпочитаете работать с непрофессиональными моделями?

- Для заказной съемки, когда нужен гарантированный результат, лучше профессионалка. Она сможет более или менее талантливо сыграть, то, что требуется. Для художественной фотографии я профессиональных моделей не приглашаю, за тем редким исключением, когда модель мне интересна как человек и способна забыть о своей профессии, о заученных позах и выражениях лица.

- Вы используете в своей работе какие-то приемы?

- На большинстве моих фотографий модель смотрит в камеру. Я стараюсь добиться содержательного взгляда. Если фотография насыщена содержанием, она не требует ярких эффектных приемов, она уже хороша сама по себе. Специальные приемы съемки или освещения требуют оправдания, они должны гармонично сочетаться с содержанием. Не люблю работы, которые строятся только на приеме, хотя это зачастую бывает красиво и эффектно.

- Как Вы даете названия своим работам?

- Предпочитаю нейтральные названия, чтобы не навязывать зрителю свое восприятие. Название, мне кажется, не должно много на себя брать. Но бывают исключения, иногда требуется обозначить взаимосвязь людей в кадре, например «Брат и сестра». Если речь идет о названии портрета, то почти всегда это имя, а то и фамилия модели, вернее портретируемого человека.

- Часто работаете в студии?

- Если студией считать любую комнату, в которой установлен студийный свет, то да. И такая выездная «студия», где есть своеобразная атмосфера и интересный интерьер, который можно обыграть в кадре, мне больше нравится, чем стационарная со сменными фонами. Очень важно и для модели, когда можно в перерыве между съемкой попить чай, поговорить о ее жизни. Я в душу не лезу, но мне часто рассказывают про свою жизнь. М.б. потому, что в съемке ню нельзя без доверия. Уютную обстановку трудно создать в казенной студии, а она нужна для работы, для того чтобы получались эти портреты. Поэтому, отчасти, я иногда снимаю дома.

- Технические данные съемки записываете?

- Технические данные не записываю, но их обычно можно реконструировать по картинке.

- В репортаже существует история, а в ню?

- В сложных сюжетах, конечно, желательна история. Мои работы иногда называют психологическим ню. Вот, например, фотография «Интрига». У меня есть собственная история, которую я придумал, когда нажимал на кнопку, история о взаимоотношениях в этом треугольнике, но я хочу, чтобы зритель придумал свою историю. А репортаж снимать не умею. Стесняюсь снимать в упор, что иногда необходимо в репортаже. Нет журналистской хватки.

- Чего бы хотелось? Цель?

- Промежуточная цель - создать свою маленькую галерею женских образов А глобальной цели нет, есть непрямой путь, который неизвестно куда приведет.

- За какую тему хотелось бы взяться?

- Отношения между людьми. Любовь, со всеми ее оттенками.

- Как Вы относитесь к критике в свой адрес?

- На фотофорумах в интернете иногда разворачиваются большие дискуссии под моими работами. Приходится выслушивать много всякого, и я уже давно не раздражаюсь, что бы мне ни написали, а за конструктивную критику благодарен своим зрителям. Иногда они могут увидеть новые грани в работе, прочитать по-своему, фотография начинает жить своей жизнью и это хорошо. А вот, обсуждение внешности моделей не приемлю, потому что не выставляю их напоказ, как в витрине.

- Вы не задумывались об открытии собственной фотошколы?

- Мне нравится преподавать, с удовольствием провожу мастер - классы, когда попросят. Так что в дальнейшем не исключаю такую возможность.

- Как стать учеником Александра Шахабалова?

- Просто. Надо написать письмо по электронной почте. Завяжется какая-то переписка, а там видно будет.


Поделиться

Это интересно


Личности | ВСЕ



Меню


Топ'ы


Вопрос тебе!



Инструменты | ВСЕ





Разное