Главная / Все личности / S / Aleksandr Shahabalov / Разоблачение женщины (Фотодело, № 11, 2005) |
Aleksandr Shahabalov / Разоблачение женщины (Фотодело, № 11, 2005) / 732 просмотр |
Теги: | |
Александр Шахабалов – москвич, 1953 года рождения, физик по первому образованию. С 1999 года член Союза фотохудожников России, член клуба «Новатор», участник и призер многочисленных конкурсов и выставок. Ню (франц. nu – нагой, раздетый), один из жанров изобразительного искусства, посвященный изображению нагого тела, преимущественно женского. Ню не является академическим подготовительным материалом к картине и носит, как правило, гедонистический характер. В своем развитии ню тесно связан с изображением обнаженного человеческого тела и воплощает идеал красоты данной страны и эпохи, утверждает ценность земного, чувственного бытия. (Большая Советская Энциклопедия). Александр, если ориентироваться на приведенную словарную статью, то получается, что все «нюшники» – любители чувственных удовольствий, занимающиеся творчеством исключительно ради собственного удовлетворения… Это так? Я не соглашусь с приведенной цитатой из БСЭ. Современная фотография давно вышла за эти тесные рамки. Исторически сложилось, что ню выделяют в отдельный жанр фотографии. Может быть, для того, чтобы предупредить зрителя: здесь обнаженное тело, это не для всех. Для меня ню – не жанр и не тема, а художественный прием, язык, на котором я говорю со зрителем. Действительно, результат по большей части вызывает положительные эмоции, но такую цель я перед собой не ставлю. Задача фотографа шире, темы, которые можно исследовать с помощью ню, неисчерпаемы. Но для многих фотолюбителей-нюшников, особенно начинающих, побудительный мотив именно такой, как вы сказали. Сначала они снимают обычные портреты, потом начинают раздевать своих моделей. А я сейчас, напротив, все реже снимаю полностью обнаженных людей. Но совсем от ню в своих портретах не отказываюсь – не хочется обманывать ожидания зрителей. Можно ли говорить о моде в направлении ню, кто ее диктует? Как и в живописи, в жанре ню есть свои направления и, несмотря на довольно юный возраст фотоискусства, свои классики, властители фотографических умов для каждого поколения. Они диктуют моду. Фотографии 30-х годов прошлого века не спутать с современными работами в рассматриваемом нами жанре. Хотя сейчас стала очень модной стилизация под ретро. Собственно ню всегда было в моде, с момента появления изобразительного искусства и во всех его видах. Что значит «тема» в ню? Темы могут быть любыми, ну совершенно любыми, – от цветения до увядания, от любви до ненависти, от воспевания красоты до изобличения порока. На фотосайтах Ваши фотографии вызывают очень много дискуссий, потому что некоторые из них, скажем так, балансируют на грани привычного. Как Вы думаете, чем вызвана неоднозначная реакция публики? Это старый вопрос: должны ли фотографы следовать принципу эстетичности в изображении обнаженного тела? Я считаю, ни в коем случае! Такой подход годится для рекламы товара или рекламы самой изображаемой натуры. Мои работы – не витрина. У художественной фотографии могут и должны быть другие задачи. Они зависят от темы, от замысла автора, который в интересных работах не ограничивается показом обнаженного тела, сколь бы красивым оно ни было. Поймите меня правильно: я не приверженец антиэстетики, когда работа делается по принципу: чем грубее, неприятнее для взгляда – тем лучше. В моем понимании эстетика фотоизображения – в его внутренней гармонии, скрытом содержании и связях, а еще, если смотреть сквозь плоскость картинки и разглядывать изображенных людей, – в глубине и содержательности их внутреннего мира. Это банальное рассуждение приходится повторять вновь и вновь в дискуссиях на интернет-форумах, на страницах журналов. Вкусы зрителей в этом вопросе исключительно консервативны: они полагают, что обнаженное тело должно демонстрировать красоту, здоровье, быть ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫМ и точка. Так считают даже многие фотографы, в том числе профессионалы. В одном типовом контракте с моделью я даже видел что-то вроде: «...модель обязана принимать эстетические позы и вытягивать носки ног во время позирования». А в одном комментарии к моей работе «Девушка и тень» написали, что «тень должна подчеркивать достоинства модели». Дальше, кажется, некуда. Мало того, что фотограф обязан сделать такому зрителю «красиво», так еще и тень должна ему угодить! Откуда этот подход? Почему массово наблюдается такое неприятие публикой форм и пропорций, не укладывающихся в сиюминутные представления о стандартах? Ведь при оценке других видов изобразительного искусства люди бывают не столь категоричны. Дело, наверное, в том, что большая часть зрителей не воспринимает фотографию как самостоятельный, самодостаточный art. Изображение на поверхности фотобумаги для них вовсе не изображение, а сама действительность, более или менее точно воспроизведенная фотографом. Они говорят: «Какое красивое озеро!» или «Какая красивая девушка!». А на самом деле это не озеро на фотографии, а мечта, материализованная мысль автора об озере, и не девушка, а представление автора о девушке или даже не о девушке вовсе, а о предмете, раскрыть который помогает изображение девушки. Фотография (если речь идет о художественной фотографии) – НЕ иллюстрация, не приложение к воспоминаниям о проведенном отпуске. Фотография создает новый объект – фотопроизведение, не совпадающее и не равное тому, что изображено. Снимок должен вызывать эмоции не тем, что изображено, а тем как это сделано. Критерии оценки и границы дозволенного с годами изменились. В былые времена порнографией считались открытки с обнаженными по пояс женщинами в панталонах до колена. Теперь же нагота фактически – принятая обществом норма? Да, времена меняются. В европейском обществе теперь никого не удивишь обнаженными по пояс женщинами, загорающими на общих пляжах. Про нудистские пляжи, на которых все большее количество людей предпочитают подставлять себя солнцу и которые есть в любом курортном местечке, я уже и не говорю. Но вот в США наметился откат к пуританизму. Плохо это или хорошо? А никак, ни то, ни другое. Очередная мода, к нравственности отношения не имеющая. Спиной стоящая одетая девушка, призывно смотрящая вполоборота на зрителя, может выглядеть более неприлично, чем повернутая на зрителя и полностью обнаженная, с задумчивым, отстраненным взглядом. Но откровенность в кадре должна быть оправданна. Сама по себе она никакой ценности не имеет и обращаться с ней нужно осторожно, чтобы не скатиться к пошлости. Здоровое и больное, нравственное и безнравственное, мне кажется, мы с вами понимаем одинаково. Ни единому вашему слову не стану возражать. Вопрос ведь только в подаче, если уж опуститься до воспитательного значения фотографий (впрочем, неужели у искусства нет других задач?). Мои девушки в подъезде (обеим, кстати, за 18) стоят в нелепых позах, нелепо одеты и при этом имеют, как Вы правильно заметили, отсутствующий, туповатый взгляд. Это что, пропаганда моментального секса в подъезде? Нет, это антипропаганда! Это – карикатура! Я использую их, конечно, как режиссер использует актрису для сложной или отрицательной роли. Это – вынужденное оправдание, потому что в данном примере интересна не только ситуация, но и художественная эстетика картинки, ее «вкусный» цвет и композиционная гармоничность. Без этого любое, сколь бы ни было идейным, изображение останется непрочитанным, не «зацепит». Я уже говорил, что можно снимать все что угодно: хоть подростков в подъезде, хоть половые органы крупным планом. А в результате может получиться или анонс порносайта, или – пронзительный кадр, вызывающий массу эмоций, далеких от вожделения. Еще и еще раз повторю: не важно – что, важно – как. Как это будет прочитано. Но здесь-то и закавыка. Автор со своим культурным багажом вкладывает в изображение один смысл, а зритель со своим – читает иначе. Вопрос, скорее, вот в чем: на какую публику автору ориентироваться? Мой ответ таков: только на «свою», понимающую, или – на самого себя! О нравственности или безнравственности надо судить не по частным впечатлениям, а по замыслу, который кому-то открылся, а кому-то нет. Кстати, я решительно за нравственную цензуру на телевидении, только к собственно обнаженности она прямого отношения иметь не должна. Ну, хватит о нравственности в изображении людей без одежды. Тема-то избитая и скучная. Далась людям эта обнаженность… Может быть, лучше поговорим о нравственности-безнравственности одежды? Вот где разврат, вот где соблазн и пропаганда доступного секса! Ну, очевидно же: человек без одежды – это просто голый человек, а женщина, прикрытая кусочком ткани, который, заметьте, оставляет открытыми наиболее выигрышные части тела и скроен так, чтобы скрыть недостатки фигуры, это – не обман, не завлекаловка, не призыв сексуального партнера?! В этом смысле носить модную одежду гораздо безнравственней, чем ходить голой. Флюоресцирующие цвета бикини, видные на таком расстоянии, что и саму женщину еще не заметно, это – скромнее чем просто раздеться?! Знаете, как я назвал свою персональную выставку? «Разоблачение женщины». И этим все сказано. Профессионалок я привлекаю к съемкам крайне редко, только когда требуется гарантированный результат (например, заказная работа – в интерьерах антикварного салона, в одежде от магазина «Дикая орхидея» и т.п.). Большей частью мне позируют знакомые, знакомые знакомых. Хорошо, если девушка не спешит, если есть время настроиться на съемку и поэкспериментировать. Последнее время мне все более важно, чтобы мне позировали интересные люди с осмысленным взглядом и сложной внутренней структурой. Легче, конечно, работать с девушками, у которых правильные черты лица, хорошая фигура, гладкая кожа, при этом от фотографа не требуется никаких ухищрений, направленных на сокрытие недостатков (посредством ракурса, освещения, ретуши и т.п.). Иногда я специально ищу модель для исполнения конкретного творческого замысла. Например, у меня появилась возможность поснимать в интересном интерьере, и тогда я подыскиваю к нему типажную модель. Но по большей части решение о съемке возникает в процессе общения, знакомства с человеком. Часто уже по ходу работы можно понять, получилась фотосессия или нет. Но даже если я чувствую, что дело не идет, я никогда не дам этого понять объекту съемки. В любом случае девушка получит серию фотографий, которые ей обязательно понравятся. С точки зрения автора, возможно, они не будут шедеврами, но женщина останется довольной. А это значит, что время и пленка были потрачены не зря. Почему именно женщины вдохновляют фотографов на обнаженку? Ну, это не всегда так. Есть яркие примеры фотографов, которые снимают в основном мужское ню. И все же это исключение. Почему фотографа- мужчину вдохновляют женщины, наверное, понятно. Но вот почему женщины фотографируют по преимуществу себе подобных – вопрос. Почему женская одежда гораздо более открытая, чем мужская? Ответ, думаю, будет тот же. Это из области психологии взаимоотношения полов. Что касается меня, то исследовать женскую природу мне более интересно, чем мужскую. В ней больше загадок. Для пленэрных съемок приходится искать какие-то заброшенные строительные объекты, пустыри, чтобы можно было поработать без посторонних глаз. Обнаженные, светящиеся теплотой женские тела выглядят особенно незащищенными на фоне старых кирпичей, битого стекла и перемотанных изоляцией труб… Это – беспроигрышный ход? С одной стороны, это довольно избитый прием: берем красивую голую девушку, ставим ее босиком на кучу щебня в старой каменоломне – и «цветок на помойке» не оставит равнодушным сентиментального зрителя. С другой стороны, вариантов исполнения этого сюжета – бесконечное множество. Удачность снимка, как всегда, зависит от многочисленных деталей, вкуса и чувства меры фотографа. Снимаю пленочными камерами Pentax среднего и узкого формата с родной оптикой. Признаю, что для многих заданий съемка цифровой техникой может оказаться удобней, оперативнее и практичней, но для художественной фотографии предпочитаю пленку – это иррациональное чувство. Бывает, использую студийное освещение, но больше люблю естественный свет – от окна. Ставлю отражатель и снимаю. Последнее время работаю с многослойными черно-белыми пленками Kodak с обработкой по 41-му процессу, а также с ILFORD XP2. Они низкоконтрастные, поэтому их удобно обрабатывать на сканере. Какие цели, по-вашему, преследуют фотограф и модель во время съемки обнаженной натуры? С фотографом все более или менее понятно: он стремится сделать удачный кадр. А чего ждет от акта модель? Молодым женщинам, как это ни странно, часто бывает любопытно покрутиться голой перед мужчиной. Им, я думаю, интересно получить оценку со стороны представителя противоположного пола, не претендующего на них, как на сексуальный объект. Все женщины немножко эксгибиционистки. Еще девушке интересно увидеть результат, где на фотографиях она предстает в новом для нее самой амплуа, в художественном образе. Если фотограф правильно сориентировал модель, то она чувствует себя соавтором, участницей творческого процесса. Довольно часто съемка – это своеобразная игра, в которой девушке нравится ее подчиненная роль. Женщинам немолодым, которые не могут похвастаться фигурой или гладкой кожей лица, тем более интересно – что же у него (у фотографа) получится? Таких моделей особенно приятно порадовать результатом. И напоследок какие советы Вы бы дали начинающему фотографу, снимающему ню? Во-первых, сначала обязательно нужно установить контакт с моделью, выработать общую стратегию съемки, чтобы действовать сообща. Если между фотографом и девушкой царит напряженное непонимание – работа невозможна. автор:Наталья Шляпникова (журнал ФотоДело №11, 2005) |