Разделы Ню : Личности Ч/б фото Цв. фото Картины Пин-ап

Главная / Все личности / S / Aleksandr Shahabalov / ТВОРЧЕСТВО - ЭТО СВОБОДА (полный вариант интервью для журнала «Фото. Сибирский успех» № 2, 2002)
Aleksandr Shahabalov / ТВОРЧЕСТВО - ЭТО СВОБОДА (полный вариант интервью для журнала «Фото. Сибирский успех» № 2, 2002) / 889 просмотр
Ссылка на источник: http://shahabalov.ru/publ/1-1-0-8
Теги: Интервью
Сформулируйте Ваши основополагающие принципы творчества.

Творчество- это свобода. Где еще как ни в своем творчестве свободен человек! И еще это настоящая человеческая жизнь. Это замысел Бога о человеке, о человеке свободном и творческом.

Расскажите о вашем восприятии женщины.

Ну, это очень непросто. Восприятие меняется с годами. Чем больше узнаешь женщин, тем больше тайн обнаруживаешь в женской природе. Сложное восприятие и сложное отношение. Пусть фотографии говорят.

Как вы воспринимаете обнажённую женщину в процессе творчества – как реального человека или как визуально воспринимаемый объект для создания, а затем восприятия гармоничной фотокомпозиции?

Зависит от того, что я снимаю. Если это портрет, неважно при этом обнажена модель или нет, то я должен увидеть человека, увидеть , уловить состояние душевное. Потом только снимать. А это значит внимательно всмотреться в лицо, в глаза, поговорить и дать человеку раскрыться. Работа над образом называется . Если же снимаю форму, то вполне достаточно отстраненного отношения к визуально воспринимаемому объекту, как вы выразились.

Что для Вас наиболее важно в композиции: а) сбалансированность композиционных элементов, б) иерографичность, в) световой рисунок, г) цветовая гармония д) динамичность сюжета, е) символичность, или что-то ещё? Напишите об этом подробно.

Да что тут подробно писать. Динамичных сюжетов у меня нет практически, если не считать «динамичных» бликов. Сбалансированность, световой рисунок, цвет, гармоничность все это в зависимости от содержания работы. Иногда требуется разбалансированность и элементы, нарушающие внешнюю гармонию. Последнее время часто делаю это умышленно. Чтобы при прочтении фотографии возникало ощущение напряженности. Внутренняя гармония от этого не страдает.

Какова Ваша оценка актуальности в современном фотоискусстве симметричных композиций; статичных композиций?

Нет у меня никакой оценки. Использую симметрию, когда само тело диктует.

Что для Вас более значимо: декоративность или эротизм композиции?

Да когда как. Блики все декоративны, хотя некоторые при этом и весьма эротичны, особенно последние. Если говорить о содержании работ с обнаженной моделью, то активно не принимаю фотографии, содержание которых исчерпывается демонстрацией красоты тела. Если при этом в кадре лицо, как атрибут соблазнительного тела, а образа нет, то это для меня хуже порнографичности. Женщину лишают души, остается сексуальный объект. Оправдания красотой не годятся. Красота возможна только там, где есть душа. В остальных случаях это красивость. Если содержание работы исчерпывается словами «красиво получилось», то такую работу лучше и не снимать, или уж не показывать, по крайней мере.

Пытаетесь ли Вы привнести во время съёмки большую динамику в предполагаемый сюжет?

Внутреннюю динамику- да, часто последнее время. При этом композиция остается статичной, как правило.

Более привлекательна для Вас естественная красота женщины либо искусственно скорректированная?

Собственно красота меня не привлекает. Красивых, с правильными чертами лица и правильными линиями тела, проще снимать. Не потому, опять же, что «красивее» получится, а потому, что недостатки тела бросаются в глаза на фотографии гораздо больше, чем в жизни, и отвлекают внимание. Макияж - иногда необходимое зло.

Что значит для Вас то, что обнажённая модель прикрывает, не прикрывая, себя руками? Фактор игры?

Да, можно и так сказать. Игра, кокетство, эксгибиционизм, свойствены женщине. В такой вот утрированной форме.

Как Вы для себя определяете, какая композиция натуралистична, а какая эротична?

Не очень понимаю, что значит натуралистичность в контексте нашего интервью. Часто спрашивают о грани между зротичностью и порнографичностью. О пределе дозволенного в фотографии, которая может считаться художественной. Скажу банальность. Неважно, что именно изображено, в каком ракурсе, насколько откровенно. Важно, как это читается зрителем, как чувствуется. У меня есть рабочее слово «порнография» для картинок, в которых есть обнаженное тело (или полуобнаженное, неважно) и ничего больше нет, ни мысли, ни эмоции, ни авторского отношения.

Как Вы думаете, для чего в искусстве используется обнажение (как приём)?

Искусство насквозь эротично, как эротична (не точный термин) сама жизнь. Так что прием этот - не прием вовсе, а естественное приведение в соответствие формы и содержания. Вот одежда на людях - это прием, часто неоправданный. Ну, а если серьезно, обнаженность, как правило, вызывает сложный комплекс эмоциональных переживаний и может работать в нужном художнику направлении. Обнаженность это действительно прием, художественный прием, которым выразить можно многое, противоположное по сути. Ню – не жанр и тем более не тема.

Интересней показывать обобщённый рисунок тела или фактуры телесных поверхностей?

Линии деталей в сочетании с фактурой. Здесь много открытий можно сделать. Например, я обнаружил как разноцветно искрится кожа на солнце, только рассматривая собственные фотографии. Потом уже стал использовать это искрение. И зритель озадачен - как же сам он этого не замечал.

Что для Вас вообще означает "эротика”?

Ну, я не знаю. Слово это употребляется к месту и не к месту, на каждом шагу его слышишь. Часто можно от фотографа даже услышать «эротическая фотография» по отношению к любой фотографии с обнаженной моделью. Мне это слух режет. Обнаженность не синоним эротичности. Мне это слово не очень понятно в культурном аспекте. Сексуальность, как вся гамма отношений полов – да. Поведение человека, в искусстве в частности, не объяснить без этого. А эротика - это поверхностный интерес к противоположному полу, к телу.

Сформулируйте, пожалуйста, поподробнее Ваше собственное понятие "красота”, "прекрасное”, "художественное”, по возможности, не используя широкораспространённых словесных штампов.

Ничего не имею против штампов, как проверенных формулировок банальностей. И ничего не имею против банальностей как выражения уже найденных раньше ответов на вечные вопросы. Другое дело, что ответы эти могут не удовлетворять и тогда придется искать свои слова. Не тот случай. Красота- понятие метафизическое, не из этой жизни. Или это проекция другого мира на здешний мир. Художественность –результативная попытка осуществить прорыв, заглянуть за горизонт туда, где Красота , где Гармония являются самой сутью. Без штампов здесь не обойдешься.

Что такое "модель” в фотоискусстве?

Иногда это судьба! Иногда приключение. Ах да, вопрос не об этом. Хотел было написать: какая разница в фото или в живописи! А разница, все же, есть. Что ни говорите, а фотография может дышать, излучать что-то, что не может рукотворное изображение. Одна мысль, что это так БЫЛО, как прикосновение к прошлому, как преодоление временных границ. Опять не о том. Модель может быть предметом, может быть соавтором, может быть музой...

Эротические фотографии – творческий подход к восприятию сексуальности человека?

Ну, прямо, анкета! В массе своей так называемые эротические фотографии к творчеству никакого отношения не имеют. Поэтому, есть смысл говорить только о «художественной» фотографии. Нет, используя эти термины, я бы сказал иначе. Сексуальность человека проявляется в творчестве и посредством эротизма, но далеко не только таким образом, особенно в лучших образцах произведений искусства. Об эротике см. выше.

Как эрос соотносится с любовью?

Любовь дается от Бога.

Как эротическое восприятие человека соотносится с феноменом восприятия человека в целом?

Предпочитаю термин «сексуальное восприятие». Конкурентно соотносятся. Можно не разглядеть человека за его сексуальными проявлениями.

Насколько Ваши фотографии отражают Ваш собственный внутренний мир?

И эротические, и на другие темы. Отражают как-то. Самовыражаюсь по мере сил и способностей. А зачем еще тогда и делать что-то! Но не вполне, не вполне конечно. Неудовлетворенность присутствует, чем дальше, тем больше. Успех, признание в какой-то области задерживают развитие творческого процесса, почти принуждают топтаться на месте.

Как Ваше искусство помогает Вам в обыденной жизни? Несёт ли оно некую психокомпенсаторную функцию?

Конечно, да! Искусство, ведь, не времяпровождение на досуге, когда делать больше нечего. Это естественное отправление душевных потребностей, грубо выражаясь. Может быть, Вы обратили внимание, что некий дуализм в женских образах присутствует в моих работах. Романтическая возвышенность сочетается (не противопоставляется) с нарочито «грубой», «животной» подачей тела. Не обязательно это на одной фотографии.

По Вашим наблюдениям, зритель какого возраста воспринимает Ваши эротические фотографии наиболее адекватно авторскому замыслу?

Это простой вопрос. Мужчины до 30 не воспринимают работы, в которые я вкладываю смысл, где не просто формотворчество. Женщины чувствуют тоньше, глубже даже и в юном возрасте. Не все, конечно. Мнение женщин мне дороже.

Что для Вас наиболее привлекательно: процесс фотосъёмки или процесс изготовления фотоотпечатка?

Если ранее за автором вопросов я мог предположить искусствоведа или критика художественной фотографии, то теперь вижу родную душу фотографа. Когда я снимаю натюрморт, это как печатать или редактировать на экране компьютера. «Гардероб», который вы поместили на обложку я снимал две недели, периодически подходя к предметам, смахивая с них пыль, поправляя свет или мазок вазелина на фильтре, и, бывало, так и не нажимая кнопку спуска затвора за целый вечер. Я мучил и смаковал его две недели и снял за это время всего одну пленку. Я не спешил. Процесс доставлял мне истинное удовольствие. Другое дело съемка модели. Время ограничено. Масса внетворческих обстоятельств и условий. А надо сделать. Надо сделать хотя бы один кадр за съемку. Напряжение велико. Уверенности, что получится задуманное, нет. Показать модели это нельзя. Усталость и опустошение как после... ну понятно, наверное. Для меня сеанс съемки с серьезными задачами как стайерский забег. Потом мучительный, действительно мучительный (фотографы знают) отбор. А вот потом, если не разонравилась вещь на первом этапе обработки, если не ошибся, когда представлял по негативу или контрольке, или скану конечный результат, наступает неспешный период доводки, когда я могу влюбиться в собственную работу. И, как Пигмалион, возвращаться к ней по сто раз, поправляя видимые только мне недостатки и не имея сил оторваться от процесса. Впрочем, бывает, что наутро влюбленность проходит...

Что для Вас важнее: собственное мнение о той или иной фотографии или мнение уважаемых Вами зрителей?

Если мне указывают на недостатки технические или композиционные, я, конечно, прислушиваюсь, хотя, как правило, вижу их сам. Вопрос в том насколько они существенны для восприятия работы в целом. Я прощаю себе (и другим) недостатки, когда есть содержание, ради которого можно простить. Но, бывает, зритель не видит смысла, который я пытался вложить, не чувствует работу. Это (я говорю только об «уважаемых» зрителях) огорчает. Но достаточно одного человека, который без подсказки почувствовал, прочитал правильно, и я не стану хоронить работу в архиве. Я давно уже заметил, что интересные работы просто не могут всем нравится, даже всем квалифицированным зрителям. Если мне на фотофорумах ставят только пятерки, значит ширпотреб вышел.

Стремитесь ли Вы создать во время съёмки общественнопризнанный шедевр или Вам интересно удовлетворение прежде всего собственного ощущения красоты?

Бывало и бывает, что модель и интерьер и свет таковы, что просто грех не сделать фотографию, которая обречена на «общепризнанность» как красивая и эстетичная. Т.е., все наоборот: грех это делать в ущерб тому, что надо. Грешен. Делаю иногда, но как основной целью не ставлю. Надо не ощущение красоты, а себя самого реализовывать. А если о красоте, то о Красоте. Ну, да я уже говорил.

Есть ли в Вашей коллекции фотографии, которые Вы не показываете широкой аудитории?

Есть, но не по причине излишней откровенности или личного отношения. Просто они мне разонравились, а выкинуть жалко. Впрочем, аудитория аудитории рознь. Если говорить о ню, то есть аудитория, которая за обнаженностью ничего не видит. Подростков (и не только их) обнаженность слепит, как яркий солнечный блик. Ничего больше не видят. И это нормально для их возраста. Другие за обнаженностью видят только голое тело, неприличную фотографию. Незачем тогда и показывать.

По Вашему мнению, не является ли эротика слишком прямолинейным ходом для придания композиции привлекательности?

Вот-вот. Привлекательное тело - привлекательная картинка. Привлеченные зрители и их деньги. На этом 80 процентов денег в интернете зарабатывается (привлекается), как говорят. Но мы же не о привлекательности в этом смысле здесь говорим. Обнаженность – не всегда эротика. Обнаженность - это снятие одного из покровов человека. Чего ради? Плотского соблазна зрителя? Не стал бы я такой обнаженностью «привлекать».

Как Вы полагаете, насколько адекватна связь между внутренней женской природой и образом, создаваемым мужчиной-фотохудожником в фотографиях с обнажённой натурой?

Связи может и вовсе не быть. Образ, создаваемый художником – это его представление, его исследование женской природы, если, конечно, ставится такая задача. Его очень частный взгляд и очень узкий взгляд. Женское начало в мире загадочно. Недаром слово тайна так часто употребляют в связи с женщиной. Приоткрыть завесу тайны - и есть истинная задача фотохудожника. Ах да, вы про мужчину-фотографа спросили. Мужчина остается мужчиной, даже, если он фотограф. По большому счету самый значимый акт в жизни мужчины – оплодотворение женщины. Параллель в искусстве - придание черт божественного женскому образу.

По Вашим наблюдениям, чем отличается женское восприятие эротических фотографий от восприятия мужского?

Очень, очень интересует, чем же на самом деле. Уверен был, думал, что отличается. Не может не отличаться. Специально исследовал на примере своих, публикуемых на фотофорумах, работах. И что же! Если говорить об эстетике, о собственно художественности фотографий, то нет, оказывается, очевидной разницы в восприятии. Специальная демонстрация женской сексуальности вызывает интерес и признание женской аудитории не менее, чем мужской. Демонстрация женской подчиненности в сексе - то же. Но есть один очевидный нюанс. Изображение гениталий производит на мужчину такое, часто, сильное впечатление ( например, впечатление стыда) , что НЕ о чем дальше и говорить. Очень редко можно столкнуться с такой женской реакцией.

Любите ли Вы больше работать в студийных условиях или на пленере, с естественным освещением?

С естественным освещением люблю больше. Особенно в студийных условиях, когда и фоны и подсветка и реквизит под рукой. Лучше всего выездная, быстро разворачиваемая «студия».

Повлияло ли на Ваше творчество вступление в фотоклуб "Новатор”?

Да, в первые годы. Повлияло личное знакомство с Георгием Колосовым, с другими творческими фотографами.

Какие фотографии из созданных кажутся наиболее интересными для Вас, а какие больше любят зрители (приведите примеры)?

Мне больше нравятся те, которые словами описать нельзя, в которых есть второй план, а не одна простая эмоция или мысль. Часто это «некрасивые» фотографии. Массовый зритель, привержен простым сюжетам и простым образам. Красивое любит. Пример: фотография под названием «Портрет с тенью» или «Девушка и софт-боксы». Зрители предпочитают, например «Во всем красном». Но есть и такие работы, где мы сходимся: «У красной стены», уже опубликованная Вашим журналом.

Как Вы относитесь к различию Ваших предпочтений и вкусов публики?

Нормально отношусь, понимая, что у каждой работы свой зритель. Не огорчаюсь, когда ругают.

Какие эстетические ходы, приёмы создания фотографий (из нереализованных) кажутся Вам наиболее привлекательными и перспективными?

Съемка со смазкой. Или съемка в движении на длительной выдержке. Многократное экспонирование при съемке портрета и ню. Конрапункт интерьера (или детали интерьера) и образа модели.


Поделиться

Это интересно


Личности | ВСЕ



Меню


Топ'ы


Вопрос тебе!



Инструменты | ВСЕ





Разное