Главная / Все личности / S / Bartholomeus Spranger / Биография |
Bartholomeus Spranger (Бартоломеус Спрангер) / Биография / 493 просмотр |
Имя(на русском)/псевдоним: Бартоломеус Спрангер | |
Теги: | |
Спрангер Бартоломеус (1546—1611) (Spranger Bartholomeus), фламандский живописец, рисовальщик и гравер. Родился Спрангер в Антверпене. В 1565 совершил путешествие в Париж, где учился у Никколо дель Аббате, а с 1567 работал в Италии ассистентом Таддео Цуккари. В итальянский период Спрангер расписывал алтари и создавал фрески в различных церквях. В 1570 римский папа Пий V назначил его живописцем святой курии в Риме. С 1575 Спрангер приглашен на должность придворного живописца императора Максимилиана II в Вене. С 1581 года Спрангер стал работать в качестве придворного живописца императора Рудольфа II в Праге. Художник был типичным представителем маньеризма. Гравюры Хендрика Голциуса с картин Бартоломеуса Спрангера сделали его работы широко известными во всей Европе. Благодаря живописи Спрангера, нидерландский маньеризм в последние два десятилетия XVI века претерпел решительные изменения. Влияние Спрангера распространяется сначала в Харлеме, куда в 1577 прибыл Хендрик Голциус, а после 1583 и живописец Карел ван Мандер, который в 1573-1577 работал вместе со Спрангером в Риме и Вене. В своих картинах Спрангер изображал обнаженных мифологических героев в различных сложных и порой невероятных позах. Живописец Бартоломеус Спрангер был одновременно и порождением, и творцом интернационального стиля маньеризма, который он активно разрабатывал и распространял в Европе. Спрангер работал при разных европейских дворах, везде чему-то учился, но еще больше предлагал сам, утверждая свое пристрастие к стилю изощренно-гибкому, виртуозному и роскошному, к отвергающей жесткие нормы оригинальности, комбинируя и сочетая их в угоду тем, для кого работал. От своего родного Антверпена художник унаследовал трактовку пейзажа в духе Иоахима Патинира, добавляя лишь свою неистощимую изобретательность. В Париже Спрангер научился писать миниатюры с той ювелирной точностью, которая отличала живопись 1560-х годов. Миланская школа развила у Бартоломеуса Спрангера тягу и стремление к детализированному изображению в своих картинах предметов пышной роскоши; в Парме (Санта-Мария делла Стекката), где он расписывал купол церкви и где до него работал Пармиджанино, художник достиг виртуозной элегантности, окончательно определившей большой диапазон его творческих возможностей. Бартоломеус Спрангер был идеальным художником для всех дворов рода Габсбургов — его деятельность в Вене, Праге и Аугсбурге снискала ему имперский почет. Он передал все, что умел, художникам Харлема, которые были продолжателями антверпенского маньеризма — "колыбели” самого Спрангера. В манере художника соединились элементы высокой утонченности, которая отличала, например, живопись Эмилии, и характерной нидерландской грубости. Нельзя представить себе большей телесности в образе кающейся Магдалины, чем у Спрангера. В физических свойствах, которыми живописец наделял фигуры в своих излюбленных сценах поклонения и мифологических темах, нашли отражение и дух Микеланджело, и дух Тинторетто, на три четверти века дав пищу интернациональному стилю. Художник Бартоломеус Спрангер умер в Праге в 1611 году. |