Главная / Все личности / С / Gustave Courbet / Стоит ли дразнить гусей? |
Gustave Courbet / Стоит ли дразнить гусей? / 545 просмотр |
Теги: | |
Как известно, художника может обидеть всякий. Но и художник, если постарается, тоже может обидеть всякого. Вот на этой неширокой площадке между реальной пощечиной и «пощечиной общественному вкусу» танцуют деятели различных искусств, пытаясь стяжать себе бессмертие или хотя бы пропитание. Они уже давно на собственном желудке поняли непреложный закон взаимоотношений с публикой. Закон этот гласит: о тебе должны говорить. Неважно хвалят тебя или ругают. Главное – пусть говорят. Эпатируйте, и вам воздастся. Одним из мастеров «высшего эпатажа» был французский художник Гюстав Курбе (Gustave Courbet) (1819-1877). Художник, без сомнения, талантливый. Основам живописи он обучился в родном городке Орнане. Но в двадцатилетнем возрасте, приехав «покорять» Париж, Г. Курбе увидел, что одного таланта для этого недостаточно. Вокруг были сотни молодых (и не очень) людей, считавших себя художниками и желавших продать свой талант. В то время в Париже продать свои картины художники могли, только выставляясь в Салоне. Салоном назывались ежегодные художественные выставки, проводившиеся начиная с середины 17-го века. Картины для этой выставки отбирало специальное жюри. Выставиться в Салоне – это уже был большой успех. Слава художника начиналась, если картину замечала критика. Признание же критики привлекало внимание немногочисленных покупателей, готовых выложить немалые деньги, но только за апробированные знатоками произведения. Однако картины, которые Г. Курбе предлагал для Салона в 1841-1847 годах, жюри по большей части отвергало. На выставку попали только три работы. И только одну из них заметила критика. К счастью, произошла одна из французских революций, которыми был так богат девятнадцатый век. В феврале 1848 года Франция во второй раз за свою историю стала республикой. Перемене государственного строя сопутствовало изменение, обрадовавшее всех художников. Отборочную комиссию Салона упразднили. Воспользовавшись этим, Курбе выставил сразу десять своих картин. Их, наконец, заметили, о художнике заговорили. Но совсем не хвалебно. Большая часть критиков привыкла видеть на картинах красивые фигуры в красивых интерьерах. Курбе был одним из первых французских художников, предложивших зрителям образы грубых и неотесанных провинциалов на мрачноватом фоне и не в слишком радостном месте (как, например, в картине «Похороны в Орнане», написанной в 1849-1850 годах) Не удивительно, что многих от этого подташнивало. |